Неисправность дросельной заслонки

Иногда незначительные и безобидные на первый взгляд вещи могут привести к огромным проблемам. То же самое можно сказать про неисправность дроссельной заслонки на работу всего двигателя. Двигатели современных автомобилей стали настолько зависимыми от этого простого датчика, что зачастую его используют вместо привычного троса дросселя. Не так уж и много деталей в датчике положения дроссельной заслонки должно прийти в неисправность, чтобы это стало причиной возникновения проблем, включая непреднамеренное ускорение и безумную скорость.

Принцип работы датчика положения дроссельной заслонки

Датчик положения дроссельной заслонки – это не что иное, как регулятор. Это «потенциометр», регулируемый резистор, повышающий или понижающий напряжение, подаваемое от одного вывода датчика на другой. Внутри датчика находится серповидный резистивный элемент из материала с определенным сопротивлением. Металлический токосъемник движется по радиусу токопроводящего сектора подобно тому, как стеклоочистители движутся по поверхности лобового стекла.

На один из крайних выводов потенциометра подается напряжение в 5 В, а другой крайний вывод соединен с массой. При прохождении токосъемника по тонкой части резистивного элемента от токосъемника на сигнальный провод проходит небольшое напряжение. По мере приближения токосъемника к более широкой части элемента значение тока, подаваемого на сигнальный провод, увеличивается. Токосъемник подключен к оси дросселя на двигателе, поэтому процесс открытия и закрытия дроссельной заслонки приводит, соответственно, к повышению и понижению выходного напряжения.

Неисправность дросельной заслонки

Управляемость

Самой изнашиваемой и потому самой уязвимой частью датчика положения дроссельной заслонки является тонкая секция серповидного резистивного элемента, поскольку именно в этой части большую часть времени находится токосъемник, именно здесь возникает наибольшее сопротивление прохождению тока. К классическим признакам неисправности датчика положения дроссельной заслонки относятся рывки при ускорении и плавающие обороты на холостом ходу.

Чаще всего неисправность датчика проявляется нестабильным электрическим соединением, а не непосредственно механической поломкой. Блок управления распознает нарушение электрического соединения как частое открытие и закрытие дроссельной заслонки, даже если водитель при этом не прикасается к педали акселератора. Кислородные датчики подают на блок управления сигнал о несоответствующем соотношении воздушно-топливной смеси, но блок не в состоянии достаточно быстро отрегулировать подачу топлива для обеспечения правильных параметров смеси. В результате этого происходят частые и нерегулярные колебания в режиме холостого хода, а также произвольные рывки во время ускорения автомобиля.

Сканирование и коды неисправности

В большинстве случаев электронный блок управления идентифицирует это как неисправность датчика положения дроссельной заслонки и сообщает об этом посредством выведения соответствующего кода. Для обозначения неисправности датчика положения дроссельной заслонки предусмотрено более десятка диагностических кодов (от P0120 до P0229), поэтому выведение любого из них говорит о возникшей проблеме с датчиком.

Большинство сканеров осуществляют проверку двигателя и положения дроссельной заслонки в режиме реального времени, то есть при работающем двигателе, но это не достаточно эффективно в случае диагностирования неисправности датчика положения дроссельной заслонки. Дело в том, что колебания в электроконтуре датчика происходят настолько быстро, что сканер не способен отобразить изменения напряжения. Сканер, осуществляющий считывание каждые 0,1 секунды, не может зафиксировать изменения напряжения, происходящие каждые 0,09 секунды.

Диагностика авто

Диагностика с использованием цифрового мультиметра

Из датчика положения дроссельной заслонки выходят три провода: провод постоянного опорного напряжения, провод заземления и расположенный между ними сигнальный провод. Подсоедините заземляющий провод цифрового мультиметра к заземлению аккумуляторной батареи и поверните ключ в замке зажигания в положение «On». Проверьте все три провода.

Для первого провода вы получите постоянное напряжение приблизительно в 5 В, напряжение сигнального провода будет значительно меньше, а заземляющий провод вообще не даст показаний. Определившись с проводами, можно приступать к анализу показаний напряжения.

Показания, указывающие на неисправность

Показания выходного напряжения в режиме холостого хода должны составлять не более 5% от значения опорного напряжения. При полном открытии дроссельной заслонки – не менее 90%. То есть при опорном напряжении в 5 В значение напряжения на холостом ходу должно быть порядка 0,25 В. При максимально открытой заслонке – более 4,5 В. Очень медленно подвигайте дроссельную заслонку. Стабильное значение напряжения должно сохраняться при любом ее положении.

Если при неизменном положении дроссельной заслонки происходят скачки показаний, а цифры меняются слишком быстро, это явно указывает на неисправность датчика положения дроссельной заслонки. По той же причине значение выходного напряжения может быть более 5%. При холостых оборотах менее 90% и при полностью открытом дросселе. Но колебания напряжения при повышенных холостых оборотах двигателя, когда датчик подвергается наибольшему износу, являются самым распространенным признаком его неисправности.Диагностика цифровым мультиметром

Примечание: «вопрос жизни и смерти»

Во многие современные автомобили внедрена система электронного управления с использованием пары дублирующих датчиков положения дроссельной заслонки. Такая дублирующая система крайне необходима, поскольку датчик положения дроссельной заслонки, который обычно является неотъемлемой частью сервопривода, контролирующего положение дроссельной заслонки, в результате определяет, «думает» ли электронный блок управления, что должен быть осуществлен холостой ход, а когда требуется полное открытие дроссельной заслонки.

Это может создать серьезные проблемы, особенно когда вы стоите на перекрестке, а блок управления «решает», что вы в течение половины секунды должны двигаться со скоростью 240 км/час. Во избежание такой ситуации многие автомобили с системой электронного управления оснащены дублирующей системой, тем не менее такое иногда случается. Если вы, будучи владельцем именно такого автомобиля, заподозрили, что датчик положения дроссельной заслонки не вполне исправен, замена этого датчика должна стать делом первостепенной важности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: