Замена смазочного материала в агрегатах трансмиссии необходима для абсолютного большинства авто. Масло есть в автоматической, механической и раздаточной коробке передач, а также в редукторе моста у полно- или заднеприводных машин. В современной технике замена трансмиссионного масла производится не так часто, как моторного. Тем не менее, к данной процедуре стоит отнестись с полным вниманием.
- Роль трансмиссионной жидкости
- Когда нужно менять трансмиссионное масло
- Признаки необходимости замены смазки в МКПП
- Что будет, если не менять масло в коробке
- Как выбирать масло
- Виды трансмиссионных масел
- Минеральные масла
- Полусинтетика
- Синтетика
- Замена масла в механической КПП
- Замена масла в АКПП
- Как продлить ресурс КПП
Роль трансмиссионной жидкости
Смазочные состав данного типа необходимы там, где требуется передавать вращающийся момент посредством шестеренок или самого масла. Последнее выполняет не только свою прямую функцию – смазывание нагруженных элементов трансмиссии, но и еще:
- уменьшает износ контактирующих деталей благодаря формированию между ними прочной пленки;
- отводит тепло;
- защищает металлические детали от коррозии;
- уменьшает ударные нагрузки на шестерни.
Когда нужно менять трансмиссионное масло
Как упоминалось выше, менять его требуется с меньшей периодичностью по сравнению с моторным маслом. Для некоторых моделей (как правило, дорогостоящих) машин предусмотрено только добавление смазки через определенное количество пройденных километров. Но в этом случае допускается применение только оригинальных составов.
- В МКПП масло меняют после преодоления 50-60 тысяч км при обычных условиях эксплуатации автомобиля (ВАЗ рекомендует через 75 тыс. км). Если они тяжелые и машина постоянно работает в режиме «разгон-торможение» (например, это может быть такси), замену стоит проводить в два раза чаще.
- АКПП. Здесь используется строго определенный тип смазывающей жидкости – та, что применяется в «механике», не подойдет. В среднем километраж, после прохождения которого придется менять смазывающий состав, – 70-90 тысяч км (максимум пробега справедлив для вариаторной и роботизированной коробки). Более точная цифра указывается в инструкции и зависит от типа коробки, условий эксплуатации и климата.
- Редуктор заднего моста и «раздатка». Замена смазывающего материала в этих агрегатах производится одновременной со сменой масла в КПП.
На условиях эксплуатации стоит остановиться подробнее. Они считаются «неидеальными», если машина регулярно:
- буксирует прицепы или другие авто;
- постоянно перевозит тяжелые грузы, в т. ч. много пассажиров;
- перемещается по грунтовой или некачественной дороге;
- ездит в районе, где высокая запыленность воздуха;
- подвергается воздействию запредельно низкой или высокой температуры.
Признаки необходимости замены смазки в МКПП
В первую очередь это появление постороннего шума в районе коробки при передвижении машины. Еще:
- появление стуков, скрежета при переключении скорости (но возможно, виновато сцепление);
- выключение той или иной передачи затруднено или наоборот, может быть самопроизвольным);
- рычаг МКПП при движении вибрирует;
- уровень масла в картере коробки дошел до критической нижней метки;
- на щупе видны следы масла с пеной.
Что будет, если не менять масло в коробке
В этом случае процесс износа станет резко ускоряться. Всего можно выделить три его этапа. Сначала детали притираются друг к другу (обкатка). Этот период не занимает много времени, но именно при нем износ наиболее интенсивен и в картере КПП скапливается много металлической стружки. Поэтому после завершения обкатки рекомендуется сменить смазочный состав. Второй этап характеризуется максимальной длительностью и минимальным износом. На третьей стадии, которая рано проявляется в случае несвоевременной замены смазочного материала, детали начинают разрушаться (в основном это зубья шестерен) и нудно гудеть при движении. В конечном итоге, если замена трансмиссионного масла не была произведена вовремя, КПП просто заклинит.
Здесь уже простой заменой трансмиссионного масла не обойтись: ремонтировать (или сдавать в утиль) придется всю коробку.
Как выбирать масло
Здесь многое зависит от вида агрегата и данных, указанных в инструкции к машине. В любом случае все средства для заливки в АКПП обозначаются аббревиатурой ATF и имеют высокие эксплуатационные свойства: например, такие составы не только смазывают зубья шестеренок, но и обеспечивают плавную работу всех трущихся деталей. Масло для МКПП маркируется сочетанием MTF. Данный состав имеет меньшую стоимость и в первую очередь ориентирован на смазку контактных пятен, вывод металлической стружки в картер (там обычно имеется улавливающий магнит) и отвод тепла.
Виды трансмиссионных масел
Периодичность замены смазывающего состава зависит и от типа покупаемого средства. Рынок предлагает несколько его разновидностей.
Минеральные масла
Обычно они применяются в низкооборотистых трансмиссионных механизмах, где процесс трения не слишком активен, а максимальное количество оборотов коленчатого вала в минуту редко переваливает за 3 тысячи. Минеральное масло в трансмиссию заливают владельцы заднеприводных легковушек и грузовиков. Максимальный пробег с таким средством – 40 тысяч км. Это связано с тем, что минеральные масла «не умеют» самоочищаться и быстро теряют эксплуатационные качества.
Полусинтетика
Ее применяют в более оборотистых переднеприводных автомобилях. Например, во всех последних моделях ВАЗа: «Гранте», «Калине». Полусинтетика допускает высокую нагруженность машины (имеются в виду обороты до 4 тысяч в минуту и перевозимые пассажиры, груз). Замена масла в среднем рекомендуется каждые 50 тысяч км пробега.
Синтетика
В основном применяется для коробок-«автоматов». Состав этих масел специально рассчитан на работу в сложном механизме агрегата. При этом объем заливаемого материала больше, чем в «механике» в среднем в 2 раза. Поменять масло нужно не позднее, чем через 70 тысяч км. Синтетические составы имеют наибольшую стоимость среди трансмиссионных средств смазки.
Замена масла в механической КПП
Сначала, чтобы разогреть трансмиссионный состав, нужно проехать километров 20. Затем поставьте машину на гидравлический подъемник или смотровую яму и оставьте в покое на 10-15 минут. Чтобы заменить масло, приготовьте специальный шприц (или нагнетатель), т. к. из магазинной емкости заполнить КПП не получится. Также понадобится подходящая ёмкость под старый ГСМ. Отверните пробку со сливного отверстия и дождитесь, пока весь состав переместится в подставленный резервуар. Далее поставьте пробку на место, попутно проверив отсутствие разрывов на уплотнительной прокладке (кольце). Отверните маслозаливную пробку или (такое можно встретить в большинстве моделей коробок) вытащите щуп, который играет в этом случае двоякую роль, и залейте свежий состав.
Замена масла в АКПП
Здесь тоже сначала стоит проехать несколько километров, чтобы разогреть смазку и повысить ее текучесть для лучшего и более быстрого слива. А вот дальше алгоритм действий несколько иной:
- отверните подводящий патрубок от штуцера охлаждающего радиатора;
- опустите шланг в пятилитровую (не меньше) ёмкость;
- запустите двигатель, заранее установив рычаг переключения режимов работы в нейтральное положение;
- дайте проработать мотору не более 1 минуты и заглушите его;
- отверните сливную пробку и слейте остатки масла;
- заверните ее обратно и через заливное верхнее отверстие с помощью того же нагнетателя или шприца заполните коробку свежей смазкой в количестве 5,5 л, а через открученный шланг залейте 2 л;
- запустите мотор, заглушите и слейте залитое масло (должно выйти 3,5 л);
- залейте через шланг 3,5 л и повторите процедуру несколько раз, пока не вытечет 8 л;
- заполните коробку маслом в объеме, рекомендованным производителем.
Сделайте короткую поездку на несколько километров и еще раз проверьте уровень масла: его должно быть ровно столько, сколько нужно по метке (при необходимости долейте или слейте).
Как продлить ресурс КПП
Как и любой механизм, коробка передач требует к себе особого внимания, качественного и проведенного в нужные сроки обслуживания. Чтобы продлить «жизнь» агрегату, рекомендуется:
- эксплуатировать автомобиль (если его агрегаты не тюнингованы) в штатном режиме: без резких разгонов и торможений на предельной скорости в 110-120 км/ч;
- выполнять требования производителя по переключению скоростей: в «механике» должен быть плавный отжим сцепления, в АКПП – соблюдение правил пользования селектором;
- каждые 10 тысяч км пробега проверять уровень масла в КПП;
- заливать только смазку, рекомендованную производителем;
- выполнять замену трансмиссионного масла в указанные в инструкции сроки.