Радиатор – одна из важнейших частей системы охлаждения машины. Без него невозможен быстрый отвод тепла и нормальная работа двигателя. Поэтому выход радиатора из строя – довольно неприятная проблема, которую нужно решать немедленно. Существует несколько способов устранения этой неполадки. О том, что делать если потек радиатор, рассказывается ниже. Однако сначала стоит разобраться с его конструкцией и ролью в системе охлаждения (СО) автомобиля, а также понять причины появления протечек.
- Устройство и работа радиатора
- Типы радиаторов охлаждения
- Причины возникновения протечек
- Устранение течи герметиком в «полевых условиях»
- Виды герметиков для системы охлаждения авто
- Как пользоваться герметиком
- Применение «холодной» сварки
- Устранение течи радиатора пайкой
- Опасность постоянной утечки охлаждающей жидкости
Устройство и работа радиатора
Это изделие выполняет функцию теплообменника. Процесс охлаждения осуществляется за счет циркуляции в системе специальной незамерзающей жидкости – антифриза с помощью нагнетающего устройства – помпы (водяного насоса). Также активно используются соединительные патрубки, имеющий сравнительно небольшой диаметр. А, как известно, небольшой объем жидкости охладить гораздо проще. Чтобы потоки воздуха активнее воздействовали на разогретый радиатор, перед ним устанавливают вентилятор, включающийся в работу при определенной температуре. Конструкция радиатора несложна:
- верхний бачок: служит для приема поступающего в него горячего антифриза, имеет горловину с пробкой (иногда ее нет и антифриз заливается через расширительный бачок), оснащенной воздушным и паровым клапаном, пароотводную трубку и датчик температуры;
- сердцевина: сделана из плоских трубок, «обернутых» тонкими (почти как фольга) пластинами из хорошо проводящей тепло меди или алюминия, реже — стали;
- нижний бачок: необходим для приема охлажденного антифриза, соединяется с отводящим патрубком, иногда снабжается сливным краном.
Типы радиаторов охлаждения
Различия между этими изделиями в основном заключаются в конструкции трубок, бачков и материале изготовления. В последнем случае используется медь или алюминий. Второй вариант является наиболее распространенным благодаря небольшому весу изделий и лучшей жесткости металла по сравнению с Cu. Это позволяет производить однорядные радиаторы и делать более широкие трубки: они могут быть с круглым или овальным сечением. Первые используются все реже, т. к. имеют аэродинамическую «тень»: зону сзади трубки, куда холодный воздух не проникает. Из наиболее часто встречающихся радиаторов, устанавливаемых на авто, можно выделить:
- трубчато-ленточные алюминиевые (паяные);
- медно-латунные трубчатые: применяются в грузовиках и спецтехнике;
- алюминиевые, состоящие из пластин и трубок;
- медно-стальные (устаревшая конструкция): здесь трубки нанизаны на ламели.
Причины возникновения протечек
Их не так много и все они условно делятся на несколько групп, которые стоит рассмотреть подробнее:
- Естественный износ. В первую очередь здесь имеются в виду коррозийные процессы, со временем разрушающие тонкие трубки радиатора и образующие течь. Но иногда причиной выхода из строя конструкционных элементов радиатора могут быть небольшие царапины, вмятины, сколы, превращающиеся в коррозийные очаги.
- Механические повреждения. Обычно они возникают после лобового столкновения. Даже небольшого дефекта бампера или декоративной решетки может хватить, чтобы радиатор потек. Второй момент – неаккуратные монтажные работы, в ходе которых по небрежности были задеты соты изделия, его трубки.
- Ослабление креплений. Оно может произойти с течением времени из-за вибраций или при ремонте, когда неопытный автолюбитель попросту забывает затянуть должным образом тот или иной хомут на патрубке.
- Износ или дефект крышки расширительного бачка (радиатора). В этом случае создаваемое в СО давление будет выталкивать антифриз через плохую крышку. Определить это можно по следам охлаждающей жидкости вокруг заливной горловины.
Все вышеперечисленные причины ведут к образованию течи охлаждающей жидкости. Причем в ряде случаев (например, при коррозии) обнаружить ее сразу довольно сложно. В такой ситуации нужно слить антифриз и демонтировать радиатор. Далее:
- Все его отверстия закройте подходящими заглушками.
- Опустите изделие в большую емкость с водой: выходящие пузырьки воздуха укажут на местонахождение течи.
Есть и иной метод нахождения места протечки, если описанный выше способ не помог. Для этого понадобится специальный набор, включающий в себя вводный пистолет, ультрафиолетовый светильник и флуоресцирующую добавку. Добавьте ее в систему охлаждения и проверьте лампой все элементы СО, включая радиатор: места протечек будут светиться. Но все это можно проверить в стационарных условиях, а что делать – потек радиатор в пути?
Устранение течи герметиком в «полевых условиях»
Если утечка охлаждающей жидкости небольшая, можно элементарно доливать воды (если есть, где ее взять) и тянуть до ближайшего автосервиса. Проблему можно решить и в том случае, если у вас с собой есть специальный герметик (рекомендуется возить его с собой, особенно если у вас далеко не новое авто).
Стоит отметить: использование подобного средства устранения течи – временное решение. В конечном итоге необходимо заняться более серьезным ремонтом радиатора или покупать новый.
Сразу же откажитесь от применения народных способов временного устранения течи: это не тот случай, когда в систему охлаждения мотора засыпают горчичный порошок, а то и вовсе вливают сырые яйца. Итогом будет долгая и нудная промывка радиатора. В худшем случае забьется салонный отопитель и выйдут из строя помпа и термостат.
А как происходит ликвидация течи при помощи магазинного герметика на основе полимеров? Он заливается в систему и перемешивается с антифризом. Полученный раствор выходит наружу через дефектные отверстия, трещины и, соприкасаясь с воздухом, застывает, образую полимерную пленку.
Виды герметиков для системы охлаждения авто
Наибольшее распространение получили полимерные средства, имеющие в своем составе мелкие металлические частицы. Они «цепляются» за шероховатости отверстия или трещины и как бы обволакивают их. Основное достоинство подобных препаратов в том, что они не «прилипают» к металлу, а постоянно находятся в антифризе. Т. е. если последний слить, то герметик уйдет вместе с ним и дополнительно промывать систему охлаждения не потребуется. Есть и минус: размер заделываемого отверстия не может быть больше 1 кв. мм. Лучшими качествами обладает полимерный герметик (например, Lavr Stop Leak), в составе которого есть особые волокна. Они помогают частицам средства сцепляться между собой и краями дефектного места. Такой полимер в течение нескольких минут ликвидирует отверстие по площади не превышающее 2-х кв. мм.
Положительные результаты дает использование только качественной продукции: попадание плохого герметика в систему охлаждения может вызвать закупорку каналов из-за образования отложений. Поэтому после использования средства рекомендуется промыть СО. Среди наиболее хорошо себя зарекомендовавших составов, пользующихся популярностью у автолюбителей, есть смысл отметить (в скобках – время затягивания отверстия или трещины в секундах площадью 1 мм):
- BBF Syper (146);
- Liqui Moly (118);
- K-Seal (380);
- Hi-Gear (630);
- Gunk (218).
Как пользоваться герметиком
Об утечке охлаждающей жидкости можно судить по показаниям прибора на панели. При критическом повышении температуры из-под капота начнет валить пар.
Нужно немедленно остановиться и заглушить двигатель. Если у вас авто с большим, более 2 л объемом мотора, то сделать это нужно не сразу, а примерно через полминуты после остановки. Дальнейшие действия:
- осмотрите машину и если увидите течь под ней, поставьте туда подходящую емкость для сбора антифриза;
- откройте капот, выждите несколько минут и только потом, обернув руку подходящей тряпкой, чтобы избежать возможного ожога, откройте пробку на расширительном бачке или самом радиаторе;
- залейте в горловину герметизирующее средство согласно инструкции;
- пустите двигатель и дайте ему поработать 10-15 минут;
- заглушите мотор и через те же 10-15 минут заведите;
- осмотрите машину на предмет течи.
Есть небольшой момент: описанные выше составы в большинстве случаев плохо заделывают трещины в резиновых патрубках, поэтому лучше всего их заменить на новые. И еще: несмотря на то, что современные герметики достаточно хорошо справляются со своей задачей, использовать их в профилактических целях (при отсутствии течи) не рекомендуется. Если же течь обнаружена в стационарных условиях, то целесообразнее приступить к полноценному ремонту СО, а не использовать герметики.
Применение «холодной» сварки
В «полевых» условиях она может пригодиться, если повреждение хорошо заметно и не требует демонтажа радиатора. Если ремонт производится «дома», то изделие лучше снять. Для этого:
- слейте охлаждающую жидкость с остывшего мотора в заранее приготовленную емкость через специальные отверстия в блоке цилиндров и нижней части радиатора (можно ослабить хомут патрубка);
- отсоедините электрические разъемы от датчиков температуры и включения вентилятора;
- ослабьте хомуты и снимите подходящие к радиатору шланги и патрубки;
- открутите винты крепления изделия и вытащите его (в некоторых моделях вместе с вентилятором).
«Холодная» сварка – средство, состоящее из клея-герметика и металлического порошка. Состав может быть готовым к применению или продаваться в виде отдельных компонентов, которые нужно перемешать перед применением для получения однородной массы. Процесс использования средства:
- зачистите район вокруг дефектного отверстия, трещины наждачкой;
- обезжирьте проблемное место бензином или ацетоном;
- состав перемешайте, если он из отдельных компонентов или разомните руками в соответствии с инструкцией (потом можно покрасить это место);
- подождите, пока он схватится;
- полное затвердевание происходит в зависимости от марки «холодной» сварки и составляет 1-24 ч.
Далее установите радиатор на место, заодно очистив его от пыли и насекомых, забивающих соты снаружи. Главный плюс при использовании подобных составов в том, что они обладают одинаковым с металлом коэффициентом теплового расширения. Т. е. заплатка может не пропускать охлаждающую жидкость и несколько лет.
Устранение течи радиатора пайкой
Проще всего запаять радиатор с медными трубками и бачками. В этом случае понадобится припой, в котором содержится не менее 50% олова (например, ПОС61) и флюс: специальный жидкий состав либо канифоль. Предварительно зачистите проблемное место мелкой наждачной бумагой. Для выполнения работ используйте паяльник мощностью от 50 Вт, иначе металл хорошо не прогреть.
Немного сложнее обстоит дело с пайкой алюминиевого радиатора. Дело в том, что этот металл реагирует на воздух и образует окисел на своей поверхности, мешающий пайке. Поэтому перед процедурой поверхность нужно смазать веретенным маслом: его используют при ремонте швейных машинок и чистке ружей. Если повреждения серьезные, то может понадобиться сварка аргоном. Здесь нужно специальное оборудование и специалист.
Если у вас нет достаточно опыта проведения паяльных работ, лучше обратиться в профильную мастерскую, иначе есть риск нанесения больших повреждений радиатору, что приведет к покупке нового.
Опасность постоянной утечки охлаждающей жидкости
Наибольшая неприятность – перегрев двигателя из-за неспособности антифриза эффективно отводить тепло. Если течет радиатор охлаждения, головка блока цилиндров может изменить свою конфигурацию: при этом прокладка неминуемо выйдет из строя. В самом худшем случае мотор просто заклинит, что обернется его капитальным ремонтом. Недостаток охлаждающей жидкости в радиаторе опасен и для самого человека. Если водитель открывает капот при кипящем антифризе, возможен пробой какого либо элемента СО, в результате чего образуется настоящий гейзер из разогретой до высокой температуры жидкости. Если она попадет на кожу – ожога не избежать.