Замена охлаждающей жидкости: особенности

Функции охлаждающей жидкости заключаются в защите силового агрегата от перегрева и поддержании рабочей температуры двигателя на постоянном уровне. Еще ОЖ предохраняет от коррозии внутренние магистрали системы. Однако ее эффективная работа в автомобиле возможна лишь при условии использования качественной жидкости. Поэтому необходимо регулярно проверять ее состояние и менять через определенный срок. Если замена охлаждающей жидкости не будет осуществляться вовремя, срок службы двигателя неминуемо сократиться.

Зачем нужно менять охлаждающую жидкость

ОЖ имеет определенный эксплуатационный срок, по истечении которого жидкость теряет свои качества, перестает защищать от коррозии и более того: начинает образовывать осадок, который забивает трубки, каналы в системе охлаждения. Все это ведет к постоянному перегреву двигателя. По статистике почти 22% его поломок напрямую и 40% косвенно связаны с плохим антифризом. Именно поэтому своевременная замена охлаждающей жидкости «жизненно» важна для авто. Остается выяснить признаки, указывающие на необходимость этой процедуры.

Когда нужно менять охлаждающую жидкость

Уровень антифриза контролируется по расширительному бачку: там есть соответствующие метки min и max. Определить состояние жидкости можно визуально. Ее необходимо менять, если:

  • заметно изменение цвета (появился рыжеватый оттенок), консистенции (ОЖ загустела);
  • образовался осадок;
  • появились твердые частицы.

закипел

Замена охлаждающей жидкости осуществляется в среднем через 40-50 тысяч км пробега. Т. е. как раз при прохождении очередного ТО есть смысл проверить и состояние ОЖ. Признаки необходимости замены охлаждающей жидкости, связанные с двигателем:

  • постоянный перегрев и закипание антифриза;
  • работа силового агрегата при предельно возможной температуре (стрелка прибора постоянно находится около критической зоны);
  • прогретый мотор плохо запускается;
  • помпа работает с перебоями.

закипел

Вода или антифриз

Казалось бы, почему бы не заливать (хотя бы на лето) воду? Это отличный теплоноситель, к тому же абсолютно бесплатный. Так в чем же дело? Можно рассмотреть плюсы и минусы. Преимущества:

  • вода есть всегда и везде;
  • хорошо отводит тепло;
  • бесплатно.

Однако вода – это не просто смесь водорода с кислородом. В жидкости, которая течет из-под крана очень много примесей, включая соли и хлор. К тому же вода никак не защищает металлические элементы системы отопления от коррозии, скорее, наоборот. Все металлические детали будут разрушаться, а при нагреве до 100 градусов вода закипает (многие двигатели сегодня работают и при более высоких температурах). Иное дело – антифриз. Он не только выдерживает мороз: этот состав препятствует образованию ржавчины и более  того – очищает металлические части системы охлаждения от осадка и отложений.

Как выбрать антифриз для системы охлаждения

Когда-то в качестве ОЖ использовали солевые растворы, в которые входил хлорид натрия и кальция или метиловый (иногда и этиловый) спирт. К 40-м годам минувшего века появился этиленгликоль с антикоррозийными добавками. В наше время выделяют несколько типов охлаждающей жидкости:

  1. G11/CODEG Самый распространенный в России антифриз, в основе которого – этиленгликоль. Главное преимущество этой ОЖ – небольшая стоимость, связанная с простотой производства. Чаще всего эта жидкость имеет синий цвет, но он может быть зеленым или желтым. Лучше всего подходит для системы охлаждения авто, выпущенных до 1996 года.
  2. G12/CODEG Занимает второе место по распространенности. В основе этого антифриза – пропиленгликоль. Это более качественный и, соответственно, дорогой состав, содержащий антикоррозийные добавки. Принято считать, что G12 лучше всего подходит для системы охлаждения техники, выпущенной в 1996-2001 годах. Жидкость имеет красный цвет, иногда с морковным или фиолетовым оттенком.
  3. G12plus/G12+. Предназначается для авто выпуска позднее 2001 года. Эта ОЖ характеризуется отсутствием таких вредных элементов, как нитриры, амины или бораты. Цвет любой, но чаще всего встречается сиреневый или фиолетовый.
  4. G Предназначается для спортивных автомобилей и мотоциклов, имеет высокую теплопроводность. В РФ не производится.

Важно: Нельзя смешивать два первых типа антифриза – появятся хлопья. А вот G12plus можно соединять с любым типом ОЖ.

Как заменить охлаждающую жидкость

Тут два решения: ехать в автосервис или заняться этим делом самостоятельно. Если выбираете второй вариант, то необходимо приготовить:

  • соответствующие ключи и отвертки;
  • посуду под отработанную жидкость;
  • промывочный состав;
  • новую ОЖ;
  • резиновые перчатки.

Слив старого антифриза

Рекомендуется поставить автомобиль с уклоном вперед, чтобы отработанная жидкость лучше стекала. Последующие действия:

  • снимите пробку с радиатора, если ее нет, то крышку с расширительного бачка;
  • поставьте емкость под сливное отверстие радиатора, и откройте краник (или выверните болт-заглкшку): дождитесь полного слива;
  • установите посуду под левую часть двигателя, выкрутите специальный болт или откройте специальный кран и слейте жидкость с блока цилиндров;
  • когда весь антифриз стечет, закройте все краны или пробки;
  • промойте систему охлаждения (на сайте есть специальная статья, посвященная этому процессу);
  • заливайте новую охлаждающую жидкость, попутно надавливайте рукой на патрубки, подходящие к радиатору, чтобы не допустить образования воздушных пробок (эта процедура подходит для авто с заливной горловиной на радиаторе);
  • если пробки нет, то отсоедините шланг «обратки», идущий к расширительному бачку и постепенно наполняйте его антифризом: когда жидкость по трубке потечет без перебоев, наденьте ее обратно и долейте антифриз до необходимого уровня: замена охлаждающей жидкости закончена.

слив

Проверка и замена датчика температуры ОЖ

Чтобы получать правильную информацию о состоянии антифриза, необходимо контролировать состояние соответствующего датчика, который выводит данные на панель приборов. Для проверки этого элемента включите зажигание: стрелка поползет вверх. Затем быстро отсоедините соответствующий разъем (нужно подготовиться заранее) от показателя температуры. Если стрелка сразу же начнет падать, датчик лучше заменить. Для выполнения этой операции:

  • слейте тосол из охлаждающей системы;
  • снимите с АКБ минусовую клемму;
  • от старого датчика отсоедините разъем;
  • выверните деталь при помощи гаечного ключа;
  • вкрутите новый датчик и подсоедините к нему разъем;
  • залейте тосол в охлаждающую систему.

Стоит заметить, что в большинстве современных автомобилей есть еще один датчик, который принудительно запускает вентилятор радиатора при критической температуре. Оба датчика работают в паре. Выход из строя любого из них ведет к перегреву двигателя и возникновению соответствующих проблем. Вывод: охлаждающую жидкость лучше менять вовремя, чтобы избавить себя от головной боли в будущем.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: