Как видно из названия, эта деталь служит опорой. Подшипник служит «посредником» для соединения подвески с кузовом и гасит колебания передней стойки при движении. Еще одна задача этого элемента – первичная изоляция салона от вибраций и шума. Срок службы детали при езде по нормальным дорогам – не менее 100 тысяч км. Но учитывая суровые российские реалии, замена опорного подшипника может потребоваться гораздо раньше.
- Как заменить опорные подшипники
- Замена опорного подшипника с демонтажем стоечного узла
- Замена детали без демонтажа
- Конструкция
- Где расположены опорные подшипники
- Как определить неисправность опорных подшипников
- Причины возникновения дефектов опорных подшипников
- Опасность несвоевременной замены опорного подшипника
- Особенности выбора детали
- Как продлить эксплуатационный ресурс опорных подшипников
Как заменить опорные подшипники
Тут есть пара вариантов: можно снимать стоечный узел вместе с тормозным диском или демонтировать деталь отдельно, отсоединив палец шаровой опоры. Первый вариант предполагает после окончания ремонта регулировку развала-схождения. Во втором случае этого делать не придется. Однако замену опорного подшипника все же удобнее производить на отдельно демонтированном узле: к тому же у вас появится возможность проверить другие его составляющие. Не исключено, что понадобится полная замена опоры стойки амортизатора. Рассмотрим оба варианта.
Замена опорного подшипника с демонтажем стоечного узла
Поставьте машину на ровную площадку, затяните «ручник» и поставьте под задние колеса упоры. Далее:
- поставьте авто на домкрат и снимите колесо со стороны, где будете вытаскивать стойку;
- снимите рулевую тягу (ее наконечник), вытащив штифт и вывернув гайку: лучше использовать съемник;
- отсоедините ступицу;
- вытяните тормозной шланг из специального фиксатора;
- в подкапотном пространстве выверните 3 гайки в «стакане»;
- вытащите узел в сборе;
- сожмите пружину с двух сторон специальным приспособлением;
- специальным ключом-звездочкой придержите внутренний крепеж, открутите гайку от штока и извлеките опорный подшипник;
- сборку произведите в обратном порядке;
- после установки колес и затяжки болтов на них не забудьте провести регулировку схода-развала.
Замена детали без демонтажа
Первые действия такие же, что и в предыдущем варианте: поставьте машину на ручной тормоз, и снимите колесо с нужной стороны. Также демонтируйте наконечник рулевой тяги. Потом:
- возьмите плоскую монтировку и разожмите тормозные колодки, не упираясь слишком сильно в хрупкий диск;
- выкрутите крепеж;
- отсоедините палец шаровой опоры при помощи съемника;
- сожмите витки пружины приспособлением: чтобы они не соскальзывали, подложите под крючья наждачную бумагу;
- под капотом отверните гайку штока в «стакане», используя стоечный ключ: пара трубок, вставленных друг в друга;
- вытащите старую деталь и поставьте новую;
- соберите узел в обратной последовательности;
- в ходе монтажа перед установкой колеса несколько раз резко нажмите на тормозную педаль, чтобы колодки хорошо прилегли к диску.
В ходе работ возникает вопрос: менять опорный подшипник передней стойки в паре или можно поставить один новый, а второй, если он работоспособен, оставить? Однозначно ответить сложно: обычно меняют оба, перестраховываясь. Здесь все зависит от общего состояния подвески. Так что точно определить, стоит ли менять вторую запчасть, если она исправна, можно определить лишь в условиях СТО.
Конструкция
Основные компоненты детали – стальные ролики или шарики, находящиеся в обойме и разделенные сепаратором. Т. е. конструкционно это рядовой подшипник качения, помещенный в корпус, который может быть цельным либо разборным. Данный элемент передней стойки бывает:
- с отделяемым либо встроенным внутренним кольцом;
- одиночно-разделенным;
- с демонтируемым наружным кольцом.
У первой разновидности имеются специальные отверстия для крепления (прижимные фланцы не применяются). Такие опорные подшипники могут иметь встроенное кольцо с прокладками, гарантирующие максимально возможную точность вращения. Наиболее надежными считаются изделия последнего типа, где наружное кольцо разделяется в конкретной точке: благодаря этому конструкция получается более жесткой.
Где расположены опорные подшипники
Открыв капот, вы увидите по бокам «стаканы», к которым крепятся стойки и на которых иногда выбивают номер кузова машины. Описываемые запчасти расположены под пластиковой крышкой «стаканов» и крепятся посредством 3-х гаек, которые можно сразу увидеть.
Как определить неисправность опорных подшипников
Первый характерный признак – стук в области передней стойки автомобиля (слева или справа). Источником посторонних звуков могут быть и иные детали подвески, однако проверку стоит начинать с опоры. Особенно сильно стуки проявляются в ходе преодоления неровностей и езде по пересеченной местности при резких поворотах. Еще один симптом – небольшое снижение управляемости: руль вяло откликается на действия водителя – машину как бы слегка «болтает» на дороге.
Определить, что опорный подшипник передней стойки неисправен, можно и в стационарных условиях. Понадобится помощник. Диагностика по пунктам:
- Поставьте машину на ровную площадку и затяните ручной тормоз.
- Откройте капот и снимите кожух левого или правого «стакана».
- Несильно прикоснитесь верхней его части и попросите помощника понажимать на крыло, чтобы заставить работать стойку с той стороны, на которой проверяется запчасть. При ее неисправности будет ощущаться легкая вибрация и послышится стук.
- Точно также протестируйте вторую стойку.
- Попросите помощника вывернуть руль вправо или влево, чтобы хорошо было видно пружину. Положите на нее ладонь: при прокручивании рулевого колеса из стороны в сторону вы ощутите отдачу и услышите стук металла.
Причины возникновения дефектов опорных подшипников
Главные виновники поломки – влага и грязь, проникающие внутрь, и отсутствие смазки. Зачастую причиной является удар в стоечный узел: например, вследствие ДТП или наезда на препятствие. Причины возникновения неисправности опорного подшипника стоит рассмотреть подробнее:
- Естественный износ. Как было замечено выше, это происходит не позднее 100 тыс. км пробега.
- Попадание грязи внутрь детали. Здесь «виновата» конструкция, в которой отсутствует защита от внешних вредных факторов.
- Стиль вождения. Привычка «рвать» с места, игнорирование скоростного режима при езде по плохой дороге – все это «помогает» детали выйти из строя преждевременно.
- Невысокое качество изделия. Оно наиболее характерно для российских авто – того же ВАЗ, например. Если «родная» деталь, установленная на заводе, служит долго, то вновь поставленная может не проездить и пары десятков тысяч км.
Опасность несвоевременной замены опорного подшипника
Многие недооценивают эту, казалось бы, маловажную деталь. А зря! У популярной ныне подвески Мак-Ферсона есть хорошее качество: ломающийся опорный подшипник не разрушается мгновенно, а периодически сигнализирует водителю о свое зарождающейся «болезни». Игнорирование симптомов ведет к поломке детали, в результате чего стойка пробивает капот насквозь. Хорошо, если это случится на маленькой скорости при попадании колеса в ямку или наезде на бугорок. На большой скорости последствия могут быть гораздо печальнее.
Также несвоевременная замена описываемой запчасти чревата постепенным выходом из строя и иных элементов подвески. Вследствие разболтанности запчасти большую нагрузку будут испытывать сайлентблоки, шаровые опоры и другие детали, срок службы которых сократится.
Особенности выбора детали
Рынок предлагает довольно обширный ассортимент. Однако понятно, что предпочтение стоит отдавать оригинальным изделиям. Но есть варианты: существуют производители, выпускающие детали, по качеству не уступающие «конвейерным», при этом цена их несколько ниже по сравнению с оригиналом. Ниже рассмотрены наиболее популярные компании, предлагающие этот компонент подвески:
- SNR: французская фирма, выпускающая свою продукцию в Европе и КНР;
- SKF: международная компания, головной офис которой в Швеции;
- FAG: производит подшипники для машиностроительной отрасли и таких концернов, как Mercedes-Benz;
- INA (Германия): компания купила FAG и сегодня на втором месте по объему выпускаемых подшипников;
- Koyo: ведущий японский производитель, выпускающий продукцию высокого качества, но отличающейся высокой стоимостью.
Как продлить эксплуатационный ресурс опорных подшипников
Первое правило – избегайте езды по разбитым дорогам, а если этого избежать не удалось, снижайте скорость до возможного минимума. Также не стоит «рвать» с места, вывернув руль. При появлении характерных признаков неисправности опорного подшипника, немедленно замените его, не дожидаясь полного разрушения детали. И последний момент: покупайте качественную продукцию от известных производителей.