Вся нагрузка, которую испытывает колесо, контактируя с дорогой, в первую очередь ложится на подшипник ступицы. Поэтому производители делают эту деталь из особо прочных материалов. Но всему есть предел: с течением времени или по иным причинам ступичный подшипник изнашивается. Как определить этот момент, почему опасна езда с выходящей из строя запчастью и что делать дальше, когда стало понятно, что гудит подшипник ступицы, а не какого-либо иного агрегата? Если вовремя распознать проблему, то ее решение позволит избежать серьезных последствий.
Причины преждевременного износа подшипника ступицы
Срок службы этой детали связан с большим количеством факторов и поэтому лежит в достаточно широком диапазоне: от 50 до 150 тыс. км пробега. В первую очередь это условия эксплуатация и марка автомобиля (например, «Рено Логан», благодаря подвеске, максимально адаптированной к российским условиям, проходит больше, чем «Лачетти»). Также стоит учитывать вид детали: заводские «выхаживают» гораздо больше, если сравнивать с неоригинальными запчастями. Основные причины выхода из строя:
- Большой пробег. Здесь нет ничего сверхъестественного: длительная эксплуатация приводит к износу любой детали и подшипник ступицы не является исключением.
- Потеря смазки. Она закладывается внутрь изделия на стадии изготовления, и потом подшипник «наглухо» закрывается специальной крышкой из резины или пластика. Если этот кожух разрушается, смазка вытекает, и деталь начинает работать «всухую», что приводит к ее разрушению.
- Постоянная езда по ухабам, ямам (если у вас «Нива», это в порядке вещей), а также агрессивный стиль вождения. Прохождение неровностей дороги на скорости резко увеличивает нагрузку на ступичный подшипник, сокращая срок его службы.
- Неправильный монтаж. Это может быть неверная запрессовка: если деталь поставлена косо, через пару-другую тысяч км пробега, а то и раньше вы убедитесь, что гудит подшипник ступицы. Также возможна неправильная затяжка гайки: с чрезмерно большим или наоборот, малым усилием. В первом случае узел начнет перегреваться, во втором – разбалтываться.
- Смазка не соответствует рекомендованной автопроизводителем. Ступица работает в режиме высоких температур, поэтому для нормального ее функционирования нужен особый состав. Другой тип смазки может просто перегреться, расплавиться и вытечь, оставив подшипник сухим.
- Установлен низкокачественный или бракованный подшипник.
- Неправильная установка развала схождения вызывает повышенную нагрузку на ступицу.
- Ненормальная работа суппорта (тормозов), вызывающая их перегрев. В итоге излишнее тепло передается на подшипник ступицы.
- Чрезмерное увлечение тюнингом: установка колесных дисков, покрышек большего диаметра, да еще и с вылетом наружу. Если вам это всё необходимо, следует устанавливать усиленную версию подшипников.
Как определить неисправность ступичного подшипника
Начальная стадия износа характеризуется появлением гудения на скорости 40-50 км/ч: по мере разгона звук усиливается. На следующем этапе к этому шуму добавляется стук, потом треск, свидетельствующие о разрушении сепаратора и вываливании из него роликов. В конце концов запчасть разваливается, колесо заклинивает, а то и разворачивает под углом к направлению движения. Все это чревато опасностью не только для водителя и пассажиров, но и находящихся поблизости пешеходов.
Определение колеса с поврежденным подшипником
Стоит оговориться: вой ступичного подшипника можно перепутать с гулом шестерен коробки передач или редуктора заднего моста (и там и там сразу вспоминается отходящая электричка). Последние звуки похожи, однако, автомобиль издает их только на определенных режимах: при разгоне или после того, как вы уберете ногу с педали газа. Иногда шум пропадает при выжиме сцепления. Ступичный подшипник будет гудеть в любом случае, когда машина движется. Как узнать, на каком колесе проблемная запчасть? Алгоритм определения неисправности:
- в ходе движения прислушайтесь, откуда идет гул: сзади или спереди, если неясно, войдите в поворот – неисправный передний подшипник зашумит сильнее после выхода из крена;
- определив источник гудения, поставьте авто на домкрат и поочередно проверьте оба колеса: покачайте их в вертикальном и горизонтальном направлениях – большой люфт укажет на «виновника»;
- для более точного определения попросите помощника в момент проверки нажать на тормоз: если люфт остался, ступичный подшипник наверняка поврежден;
- еще один косвенный признак: вибрация колеса, если его раскрутить вручную – это говорит о выработке роликов и самого сепаратора;
- поставьте автомобиль на подъемник, заведите мотор и разгоните колеса, затем заглушите двигатель: от неисправной стороны будет исходить хруст и или иной нехарактерный шум;
- на скорости 60 км/ч при условии отсутствия встречного и попутного транспорта и иных помех «бросьте» руль не 4-5 сек: при условии заведомо отрегулированного развала схождения машину будет тянуть в сторону.
Есть и иная диагностика: после поездки пощупайте колесные диски и сравните: поврежденный элемент нагревается сильнее исправных. И еще один метод выявления поврежденной детали (если она спереди) – движение «змейкой» (как на автодроме) на скорости 50-60 км/ч. При левом повороте будет шуметь правый передний подшипник и наоборот. Неисправность задних деталей проверять таким методом не получится. Здесь иной симптом: изменение характера гула при увеличении, уменьшении скорости; также иногда начинает вибрировать тормозная педаль при нажатии на нее.
Вибрация кузова и руля говорят о том, что подшипник находится в крайней степени изношенности и скоро заклинит.
Можно ли ехать с гудящим подшипником
Если гул только начался, то кататься можно со скоростью не более 40 км/ч, чтобы дотянуть до ближайшего автосервиса. Сколько можно проехать? Тут все зависит от качества дорожного покрытия. Если вы будете объезжать бугры и ямы, то на «Опель Астра» сможете протянуть и до 200 км, если у вас «Калина», — поменьше.
Как заменить
Наиболее простой и дорогостоящий вариант – купить ступицу в сборе и отправиться в автосервис. К примеру, на «Приоре» поломка исправляется примерно за час времени. Но можно и самостоятельно поставить ступицу, а то и запрессовать деталь. Для этого, помимо набора ключей и пассатижей понадобится пара съемников: для стопоров и подшипников. Неплохо, если в наличии будет газовый баллончик для прогрева деталей.
Замена подшипника на передней ступице
Поставьте авто на смотровую яму, ослабьте болты крепления колеса, расконтрите ступичную гайку и открутите ее ключом на 30. Поставьте машину на домкрат и страхующие подставки. Далее (на примере ВАЗ «Гранта»):
- открутите суппорт и отведите его в сторону;
- снимите тормозной диск;
- демонтируйте шаровую опору, открутив пару болтов;
- вытащите ШРУС из ступицы;
- освободите стойку от нижних креплений (пара болтов);
- демонтируйте поворотный кулак со ступицей;
- выпрессуйте ее из кулака;
- вытащите пассатижами-утконосами стопорное кольцо, ограничивающее ход подшипника;
- установите ступицу в тиски и с помощью выколотки и легкой кувалды выбейте среднюю часть подшипника;
- с противоположной стороны вытащите второй стопор и выпрессуйте то, что осталось от детали.
Если есть съемник, при демонтаже можно обойтись без кувалды. Внутреннюю поверхность посадочного места смажьте моторным маслом, установите стопор с одной из сторон. Запрессуйте наружную часть подшипника, в качестве оправки используя старую обойму. Также установите внутреннюю часть. Соберите весь узел и поставьте на машину в обратном порядке. После окончания работ не забудьте заново отрегулировать развал-схождение.
Замена подшипника на задней ступице
Также как и ранее, снимите колесо и тормозной барабан, вывернув шпильки. Здесь могут возникнуть трудности, особенно если эта деталь давно не снималась. Можно провернуть барабан и вновь вкрутить шпильки, чтобы они его выдавили. Далее увидите гайку ступицы, которую нужно выкрутить ключом-головкой. Теперь нужно съемником выпрессовать ступицу. Остается выбить (или выдавить прессом) из нее подшипник: все дальнейшие операции аналогичны тем, что проводились с передним подшипником.
Менять лучше сразу два подшипника на оси: передней или задней.
В заключение стоит отметить, что при отсутствии опыта, инструмента и приспособлений заменить подшипник не получится: есть риск установить деталь с перекосом. Тогда через несколько сотен километров придется снова демонтировать старый подшипник и покупать новый.