Какое масло использовать зимой: особенности выбора

При наступлении зимнего периода запуск двигателя происходит труднее. Холодный старт «напрягает» все важные узлы силового агрегата, заставляя работать их в экстремальном режиме. Бытует мнение, что пуск двигателя при отрицательных температурах приравнивается примерно к 300 км пробега. Поэтому важно знать, какое масло лучше всего использовать в зимний период.

О рекомендациях

У каждой машины имеется своя инструкция по эксплуатации, где автопроизводитель указывает определенную марку смазывающей жидкости, которая лучше всего подойдет для вашего авто. Если инструкции нет или имеющиеся в ней данные устарели (например, машины данной марки уже давно не производятся), придется выбирать смазку, учитывая технические параметры машины. Для этого необходимо изучить рынок химии для авто, опираясь на собственные знания.

Стоит отметить: не желательно приобретать масло, прислушиваясь к подсказкам продавца: его квалификация и честность всегда могут вызывать сомнения. То же самое можно сказать о рекомендациях знакомого, особенно, если у него другой автомобиль. То, что для него лучший вариант, для вашей машины может совсем не подойти. Поэтому стоит подробнее рассмотреть, какие марки масел лучше всего подходят для зимы, как они классифицируются, какие имеют свойства.

Типы масел в зависимости от химического состава

Современная химическая промышленность предлагает три разновидности смазывающего материала:

  1. Минеральное масло. Из названия понятно, что оно сделано на основе натурального продукта – нефти. Плюс этой смазки – невысокая стоимость. Однако эксплуатировать машину с залитой в нее «минералкой» в зимнее время крайне нежелательно: при температуре ниже минус 10 градусов масло начинает густеть и при запуске детали двигателя подвергаются очень сильному износу.
  2. Синтетика. В основе этих составов – продукты перегонки нефти, которые «разложены» буквально до молекул. Затем создают основу масла и добавляют в нее различные присадки. Синтетика – наиболее приемлемый вариант для использования в зимнее время: масло показывает одинаковые свойства, как при отрицательной, так и при положительной температурах.
  3. Полусинтетика. Здесь основой является минеральный продукт, разбавленный искусственно созданными присадками. Это средний вариант между «минералкой» и синтетикой. Такое масло подходит для использования при не слишком низкой температуре.

Есть нюанс: если вы использовали минеральное масло и решили перейти на синтетику, не стоит это делать сразу. Дело в том, что в этом случае новый смазочный состав начнет «отдирать» нагар, скопившийся на деталях мотора. В итоге образующиеся отслоения забьют фильтры, что может привести к поломке авто. Поэтому переход надо делать постепенно: например, сначала залить полусинтетику.

масла

Классификация масел по SAE

Организация, занимающаяся разделением масел по их свойствам, называется «Американская Ассоциация автомобильных инженеров» или сокращенно – SAE. Согласно ее классификации смазочные составы разделены на несколько видов:

  1. Зимние. Чтобы правильно выбрать масло, необходимо обратить внимание на маркировку. Латинская W означает winter, т. е. «зима». Для определения температурного порога нужно из цифры, стоящей перед этой буквы, вычесть 35. Например, если масло обозначено, как 0W, это значит, что оно подойдет для эксплуатации при температуре минус 35 градусов. Такой состав обеспечит уверенный пуск двигателя в холод, однако в последующем уменьшит ресурс силового агрегата, т. к. вязкость очень небольшая. Масло 20W хорошо «работает» при температуре до минус 15, что приемлемо, например, для Европы (если не считать скандинавские страны).
  2. Летние. Здесь максимальную температуру, при которой допускается использование масла, можно узнать, взглянув на цифру после буквы W: от 5 до 40. Т. е., чем жарче климат, тем цифра должна быть больше.
  3. Всесезонные. Наиболее популярные составы: масло не придется менять каждые полгода. Здесь маркировка универсальная: цифра, стоящая до W означает нижний температурный порог, а та, что после буквы, — верхний.

Критерии выбора масла

Принимая решение, какой продукт заливать в автомобиль, необходимо учитывать не только рекомендации автопроизводителя. Есть и иные критерии, о которых рассказывается ниже.

Состояние двигателя и пробег

Когда показания одометра переваливают за 70 тысяч км, рекомендуется заливать более вязкое масло, т. к. многие детали изношены, зазоры между ними увеличились. С другой стороны, если в этом деле «переборщить», можно загубить мотор. Поэтому стоит подумать о компромиссном решении:

  • 10W30 или 5W30 в зимний период: лейте в автомобили, чей пробег превышает 100 тыс. км, всесезонный вариант 5W40;
  • 10W40, 5W40 в холода используют в машинах с пробегом свыше 250 тыс. км, «всесезонка» — 5W50;

Но здесь тоже есть свои нюансы: движок можно угробить и после 50 тыс. км, а с другой стороны, он может находиться в очень хорошем состоянии, проехав и 200 тыс. км.

движок

Допуски и стандарты (API, ACEA)

Под допуском подразумевается, что масло сертифицировано конкретным автопроизводителем, и он «разрешает» его использовать в своих машинах. По сути, это специальная маркировка на канистре со смазывающей жидкостью. Стандарты определяют совместимость того или иного типа масла с типом двигателя. Если по API (США), то:

  • для дизелей – «С»;
  • для бензиновых – «S»;
  • универсальный состав – S/C или C/S: в первом случае состав для бензиновых моторов, но допускается использовать и в дизельных, во втором — наоборот.

Если в качестве примера взять такую маркировку, как C/CI-4, то расшифровка будет выглядеть следующим образом. Этот состав подходит для дизеля, имеет среднее качество: чем ближе к концу алфавита пара последних букв, тем продукт лучше. Также стоит обратить внимание на индексы, «рекомендующие» выбор масла в зависимости от года выпуска. Наилучшими составами (в т. ч. и для зимнего периода) считаются масла для бензиновых моторов, выпущенных, начиная с 2004 года (маркировка SM). Этот продукт хорошо защищает детали двигателя от износа. Чуть ниже классом продукция типа SL: масло рекомендовано использовать в машинах, выпущенных после 2000 года.

для бензина

Что касается дизельных силовых установок, то на первом месте здесь масла с маркировкой CI. Этот продукт идеально подходит для машин, произведенных после 2002 года. Особенность состава – наличие очищающих добавок и полное соответствие экологическим требованиям. Масло имеет хорошую текучесть и считается наилучшим для использования в зимнее время. Ниже классом стоит продукт с маркировкой CH, рекомендуемый для авто, выпущенных после 1998 года. После маркировки стоит цифра 4 либо 2. Она «сообщает», что продукт предназначен для четырех или двухтактного двигателя.

дизель

Европейский стандарт напоминает американский, с той лишь разницей, что буквы в нем иные: для бензиновых моторов принято обозначение «А», дизельных агрегатов «В», грузовых машин «Е», для любых авто «С». Вместо второй буквы европейцы ставят цифру принятия спецификации. К примеру, В5-2001 означает, что высококачественное масло предназначено для легковых авто с дизельным мотором. Спецификация продукта принята в 2001 году. Чем больше цифра (от 1 до 5), стоящая после первой буквы, тем выше качество продукта.

Вязкость

Довольно важный параметр, с которым стоит разобраться подробнее. При работе силового агрегата происходит его нагрев, в результате которого масло разжижается. Скорость этого процесса и характеризует данный параметр. Если масло разжижается медленно, индекс будет выше, элементы мотора смазываются лучше и наоборот: при пониженном значении индекса износ деталей двигателя ускоряется, т. к. пленка быстро становится тонкой. Индекс вязкости можно охарактеризовать, как стабильность смазки. Если говорить о зиме, то лучше брать моторное масло с более высоким индексом вязкости: такой состав облегчит холодный пуск. Однако большинство производителей данный параметр не указывают. Ниже показаны средние значения:

  • от 140 до 170 – для синтетических составов;
  • от130 до 150 – для полусинтетических масел;
  • от 110 до 135 – для «минералки».

Из вышеприведенных цифр видно, что у последнего типа смазки показатель наиболее маленький и для зимнего периода такое моторное масло применять не стоит. У синтетики – наилучший индекс вязкости. Однако машины с большим пробегом плохо «переваривают» этот тип смазки. Лучше всего она подходит для новых силовых установок.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: