Как оценить степень износа и заменить цепь ГРМ

Замена цепи ГРМ

Большинство автолюбителей считают цепной механизм ГРМ надежным, долговечным и практически безотказным. В большинстве случаев, это действительно так, хотя бывают и неприятные исключения с работой данной детали. Нередки случаи, когда после определенного количества пройденных километров, элементы двигателя не только растягиваются, но и рвутся. И если такие случаи не приводят к серьезным последствиям, самостоятельная замена цепи ГРМ автомобиля возможна, хотя процедура не такая уж и простая для новичка – придется запастись временем и потрудиться.

Что такое цепи ГРМ и как быстро они изнашиваются?

Цепь ГРМ автомобиля

Специальный ремень или цепь газораспределительного механизма – один из основных компонентов силового агрегата, обеспечивающий слаженное взаимодействие всех элементов двигателя внутреннего сгорания. Именно благодаря приводному механизму ГРМ все компоненты вращаются синхронно и функционируют на протяжении долгого срока.

Цепь находятся в работе постоянно, когда функционирует двигатель. Нагрузка на нее достаточно высока, что со временем ведет к изнашиванию и поломке. Чаще всего с течением времени механизм просто растягивается, а иногда он теряет некоторые звенья, что ведет к проскальзыванию. Даже самые небольшие повреждения ведут к значительному риску выхода из строя клапанов силового агрегата

Если ситуацию быстро не исправить, то впоследствии владельцу предстоит дорогостоящий ремонт, а не просто замена одной детали автомобиля.

Определение неисправности привода

диагностика привода цепи ГРМ

Приводной механизм расположен внутри двигателя, абсолютно скрыт от посторонних глаз. Это, с одной стороны, хорошо – поскольку он издает меньше шуму и обильно смазан моторным маслом, что значительно увеличивает его рабочий ресурс. Но есть и негативный фактор, ведь, не сняв крышку двигателя, правильно совершить оценку состояние узла невозможно. Поэтому приходится ориентироваться на прочие показатели во время работы силового агрегата.

Первый признак неисправности и намек на то, что нужна замена детали – это рокочущий звук, раздающийся во время работы двигателя автомобиля. Автовладелец, услышавший такой звук должен в самое ближайшее время проверить состояние цепи ГРМ, чтобы не столкнуться с еще более дорогостоящим ремонтом всего двигателя

Это можно осуществить двумя способами – подъехать в ближайший автотехцентр, или же самостоятельно открыть крышку, чтобы оценить общее состояние механизма. Проблемы с натяжением могут произойти благодаря следующим факторам:

  • Растяжение до такой степени, при котором натяжитель уже не в состоянии исправить слабость механизма;
  • Поломка натяжителя;
  • Износ или отрыв успокоительной пластины;
  • Износ деталей механизма – натяжителя, успокоителя, шестеренок.

К чему приводят неисправности?

Цепь ГРМ растянутая

Проблемы в цепи ГРМ способны привести к крайне нежелательным результатам:

  • Растянутые цепи обычно имеют тенденцию перескакивать на несколько зубьев, обычно при запуске двигателя;
  • При наличии свободного хода цепным приводом ГРМ, он может отрывать успокоитель и быть причиной повреждения цилиндров;
  • Однорядные цепи ГРМ, могут разрываться после прохождения автомобилем 50-80 тыс. километров, тогда как с двухрядными такой казус происходит крайне редко.

В таких случаях владельцу авто в самом безобидном случае грозит смещение фаз распределения газа – ДВС плохо стартует, излишне вибрирует, становится заметна потеря мощности. Если же появляется смещение на 3 зуба, двигатель перестает заводиться, хотя такие случаи крайне редки. Чаще растянутые детали приводят к поршневому удару по клапану, который не вовремя открылся. А вот при разрыве цепи повреждения будут зависеть от типа ДВС и момента, когда разрыв произошел. В случае закрытых клапанов, продолжающие работу поршни, не затрагивают их тарелок.

Секрет верного выбора новой цепи ГРМ

Выбор новой цепи

Зачастую на рынке можно встретить подделанные элементы, как китайскими, так и отечественными кустарными производителями. При этом такие элементы нередко можно встретить в оригинальной упаковке заслуживших уважение брендов. Чем чревато для автомобиля замена на такие детали пояснять не требуется, именно поэтому важно уметь отличать оригинальные детали от поддельных. Чтобы не попасть на подделку, нужно следовать этим советам:

  1. Покупать запасные компоненты лишь в магазинах официальных дилеров или же в торговых точках, которые заслужили положительную репутацию среди автомобилистов.
  2. Не нужно экономить, покупая продукцию неизвестного производителя.
  3. Обязательно следует проверить цепь на прогиб при горизонтальном положении и наличие меток.
  4. Не стесняйтесь спросить у автомеханика или в автосалоне, какой именно элемент оптимально подойдет к требуемой модели авто.
  5. Обязателен визуальный осмотр детали с целью рассмотреть признаки небрежного ее изготовления. Ими могут быть люфты между звеньями, заусенцы и т.д.
  6. Также хороший способ проверки запасного элемента – подпилка ее напильником, что не удастся сделать, если сталь закалена, как это бывает в качественных деталях.

Замена цепи ГРМ своими руками: подготовительный этап

Замена цепи ГРМ автомобиля своими руками действительно дает значительную экономию, правда, займет она не менее 3-4 часов времени и потребует наличия определенного набора инструментов, а также специальной площадки, имеющей яму, эстакаду или гидравлический подъемник. Кроме того, нам понадобятся следующие инструменты:

  • Набор рожковых ключей, плюс, головок, имеющих удлиняющую насадку;
  • Разводной и динамометрический ключи;
  • Контейнеры для слива технических жидкостей;
  • Зубило, отвертку, молоток и пассатижи;
  • Обезжириватель;
  • Новую запасную деталь.

Технология демонтажа новой и установки новой цепи

Процесс демонтажа цепи ГРМ

  1. На первом этапе мы убираем кабели, которые присоединены к катушке зажигания. Далее отвинчиваем сами катушки, откладывая их. Чтобы при сборке ничего не напутать, лучше подписать катушки в соответствии с порядком их демонтажа.
  2. Далее отделяем воздушные патрубки от крышки клапана. Сама же крышка прикреплена болтами, поэтому чтобы ее снять, необходимо предварительно выкрутить и их.
  3. Снимите правую подушку ДВС, чтобы та не мешала дальнейшей работе.
  4. Ищем сливное отверстие для замены моторного масла. Под ним мы ставим подготовленный контейнер и откручиваем крышку сливного отверстия. Когда вся жидкость стечет, снимем масляный фильтр.
  5. Во вторую жидкость сливаем антифриз двигателя, найдя  и убрав хомут нижнего патрубка радиатора. Далее остатки охлаждающей жидкости необходимо будет убрать, открыв крышку радиатора.
  6. Снимаем радиатор и убираем ремень его привода, снимаем хомут подводящего шланга, который, возможно, потребуется предварительно ослабить.
  7. Снимаем головку блока цилиндров, которая фиксируется 4-мя болтами. Далее снимаем саму крышку, а также вентилятор с его компонентами.
  8. Убираем поддон двигателя, что потребует предварительного демонтажа глушителя, который также обычно фиксируется несколькими болтами.
  9. Ослабляем болты на шкиве помпы, убираем ремни, связанные с компонентами управления и климатической техники.
  10. Между картером и коленвалом двигателя необходимо разместить деревянный брусок, после чего провести аккуратный демонтаж шкива коленвала. Чтобы открутить болт на этой детали, будет необходима торцевая головка нужного размера. Если возможности достать до болта нет – на помощь придет удлинитель.
  11. Далее потребуется демонтировать шкив водяного насоса, под которым находится прокладка. Ее также потребуется снять. За этим последует демонтаж и масляного насоса.

Далее начинается демонтаж, а после и замена, собственно, вышедшей из строя детали. Для этого потребуется следующий алгоритм действий:

  1. Фиксируем распределительный вал разводным ключом и откручиваем болты, фиксирующие его шестерни.
  2. Демонтируем успокоитель – такая планка нашей детали, находящаяся в верхней части.
  3. Демонтируем планку, которая отвечает за натяжение успокоителя, а также гидронатяжитель. Иногда дополнительно придется сменить натяжитель, что особенно актуально для старых моделей, в которых клапан находится не в головке, а штоке.
  4. После чего надеваем на шпильку нижнюю планку и демонтируем саму цепь.
  5. Чтобы избавиться от расположенной нижней шестерни, удобнее всего использовать плоскую отвертку.
  6. Сняв старый элемент, сравните его с новым, который, наверняка, окажется короче старого. Причина этого – растяжение, полученное во время работы. Новую цепь размещаем на место демонтированной.
  7. Перед установкой на место сняты деталей, не помешает их обезжирить и почистить при помощи новой тряпичной ткани.
  8. Самый важный момент в том, чтобы установить цепь так, чтобы метки на детали и на шкивах совпадали.
  9. Далее боковина ДВС смазывается герметическим слоем и закручивается крышка, чтобы дать время герметику устоятся. Далее в обратном порядке выполняются работы по сбору двигателя.

Чтобы только оснастить автомобиль новым цепным приводом ГРМ, необходимо разобрать почти половину автомобиля. Все это говорит о том, что если автолюбитель не слишком уверен в своих силах, то лучше такой процедурой самостоятельно не заниматься, а доверить профессионалам. Замена детали автомобиля – работа лишь для тех, кто очень хорошо знает свое авто.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: